Первую седмицу Великого Поста студенты Рязанской духовной семинарии провели за молитвой и трудами в монастырях Рязанской епархии

 

 

Стало традицией участие студентов Рязанской духовной семинарии в монастырских богослужениях первой седмицы Великого Поста. И в этом году часть студентов провела эти святые дни в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии под руководством индивидуального наставника РПДС монаха Прохора (Пожарницкого). Семинаристы не только участвовали в богослужениях, но в свободное время проходили различные монастырские послушания, например... на пасеке. Студенты, остававшиеся в это время в стенах Духовной школы, молились за Великопостными богослужениями в Спасо-Преображенском мужском монастыре.

 

Смотреть фотографии из Иоанно-Богословского монастыря. Богослужение

Смотреть фотографии из Иоанно-Богословского монастыря. Послушание на монастырской пасеке

Смотреть фотографии с богослужений Спасо-Преображенского монастыря

Культура колокольного звона до Рождества Христова

Культура колокольного звона была известна людям задолго до Рождества Христова. Конечно, это были не те колокола в современном смысле, которые известны ныне, а скорее небольшие колокольчики и бубенцы, но изначально христиане не принимали этот звон, считая его атрибутом язычества. Возможно, этим определяется то неприятие, с которым в Новом Завете апостол Павел упоминает о нём в своём послании: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Про медь понятно – это о звоне, о колокольчиках, бубенцах. Кимвал звучащий тоже мог быть из того же металла, ибо он был древним ударным инструментом, типа маленьких тарелок. Несмотря на какие-то предметные различия, эти слова апостола, в общем их смысле, сравнивали человека, не имеющего любви, с пустопорожним бряцанием для идолопоклонства или для светских развлечений и увеселений, для которых существовал довольно обширный инструментарий. Первые музыкальные опыты, упомянутые в Ветхом Завете, происходят ещё в допотопные времена, когда появился человек, ставший основателем инструментального творчества. Им был Иувал - «...отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21) Он был прямым потомком Каина, который породил мрачное направление человеческой истории – богоборчество. И об этом, конечно же, не мог не помнить апостол Павел, выражая своё отношение к пустым звукам, не хвалящим Бога. 

Однако, что касается музыкальных инструментов, то это чувственное направление получило широкое развитие в Ветхом Завете, где их упоминается более 20. Они были разные: духовые инструменты, которые подразделись на рога, называемые «шофар», металлические трубы – «хацоцра» и деревянные духовые типа свирелей, далёких предков гобоев и флейт. Струнные инструменты были ударными, типа цимбал, и щипковыми, напоминавшими лиры и арфы, а помимо этого - цитры и псалтири, как гусли. На псалтири было до 10 струн и впоследствии, в христианском символизме утвердилась ассоциация, что 10 струн псалтири - суть 10 Заповедей. Третьим видом были, конечно же, ударные: разного рода барабаны, тимпаны, вроде бубнов, а также упомянутые апостолом колокольцы, бубенцы, различные погремушки – «систры» и кимвалы. Были и священные инструменты. Ими являлись металлические трубы – «хацоцры», но сделанные из серебра. В священнодействии их было несколько, а иногда, в праздники, и до нескольких десятков. Библейское понятие сакральной функции труб – пророчествовать и возвещать, что свойственно было не только людям, но и ангелам. Как не аналог современному набору сакральных инструментов – колоколам? Но, конечно же, вершиной всего музыкального разнообразия древних инструментов было пение. Человеческий голос всегда был основой и в храмовом служении, и в народном творчестве, а большинство инструментов только аккомпанировало ему. Музыканты ветхозаветных времён пользовались почётом и уважением, и весь народ жертвовал на их содержание. Об этом свидетельствует древняя книга пророка Неемии. Но, очевидно, что многочисленный инструментарий использовался и в дни больших религиозных праздников, чтобы подчеркнуть этим значимость события и радость молящихся. Несомненное свидетельство тому – книга Ветхого Завета - Псалтирь, где в 150-м псалме царя Давида происходит радостный призыв хвалить Бога: «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслях. Хвалите Его в тимпане и лице (голосом), хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания...». И этот же призыв дошёл до нас в христианском богослужении и поётся хором в хвалительных стихирах на Утрени. Это, конечно, не значит, что его надо понимать буквально – трубить в трубы и бить в барабаны, хотя без них не обходится схождение Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в Великую субботу, но из глубины веков, чудесным промыслительным образом, Господь привёл к нам иные «кимвалы доброгласные», иные «кимвалы восклицания» - колокола. В делах Промысла Божьего, на просторах древней ойкумены происходили процессы зарождения и перемещения народов, образования царств, формирования цивилизаций, расширения империй, войн и перемирий, прокладывания торговых путей, создания нравственных законов, культурных связей и иных цивилизационных взаимодействий, подготовивших Великий приход Господа нашего Иисуса Христа. А к закату могущества и власти Рима первого, на основах его закона, порядка и военной мощи, к 4 – 5 веку возник Рим второй – Византия, которая утвердила ценности Жизни Вечной в человеческом мире. Она создала основы для созидания христианского мировоззрения и культуры, в которой колокола постепенно обрели совсем иной, благочестивый и богослужебный смысл свидетельства Истины и Спасения.

По материалам сайта http://litbell.ru/articles/183/

Подготовил Белошенков Д.С.

10 марта 2019 года. Студенты Рязанской духовной семинарии приняли участие в архиерейском богослужении в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани

 

В Прощеное воскресенье, которое в 2019 году выпало на 10 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечерню с чином прощения в Христорождественском кафедральном соборе. Подходя к порогу Великого поста, верующие соборной молитвой встречают время Святой Великой Четыредесятницы. Эти дни воздержания называют еще «весной духовной», потому что главный подвиг, к которому призывает Церковь своих чад — духовный. И вступать в эти дни надо осознанно, не забывая о том, для чего установлен пост и к какой жизненной цели призывает Спаситель каждого человека.

 

Традиционно, ректор семинарии, преподаватели и семинаристы собрались в этот день в соборе, чтобы попросить друг у друга прощения и получить архиерейское благословение на Великий пост. 

 

Читать подробнее на сайте Рязанской епархии

 

 

10 марта 2019 года. Прощеное Воскресенье

 


В «Древнем патерике» повествуется о том, как один монах подошел к великому подвижнику, святому авве, и спросил у него: «Я постоянно ощущаю себя в присутствии Божии. Велико ли это? Что мне еще предстоит сделать?» И этот великий старец отвечал ему: «Не великое дело видеть себя постоянно в присутствии Божии». «А что же действительно велико в глазах Божиих?» – спросил пораженный монах. И старец отвечал ему: «Видеть себя хуже всякого человека». Источник

 

Читать еще на сайте Православие.ру

 

 

6 марта 2019 года. Заседание кафедры Церковно-практических дисциплин

 

 

6 марта 2019 года на очередное заседание собралась кафедра Церковно-практических дисциплин. Главная повестка дня: уточнение рабочих программ дисциплин в соответствии с изменениями учебного плана с 1 сентября 2019 года. Также члены кафедры обсудили темы курсовых и дипломных работ. Преподаватель кафедры С.Г. Холопов доложил собравшимся о поездке на I международную научно-практическую конференцию «Православие в России и за рубежом: богословие, история и культура», которая прошла в Оренбургской духовной семинарии. 

5 марта 2019 года. Заседание кафедры Церковной истории РПДС

 

 

5 марта 2019 года состоялось заседание кафедры Церковной истории Рязанской православной духовной семинарии. На повестке дня обсуждение учебных программ, темы дипломных и курсовых работ, а также текущие вопросы.